?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда мы решили, что Мишка не будет больше посещать детский сад, у меня и мысли не было, что можно не ходить в школу. Эта безумная идея появилась много позже, и я даже не помню как именно мы к этому пришли.
Наверное, все началось с размышлений о несовершенстве современной школьной системы, и о том, как можно избежать свойственных ей недостатков в процессе обучения наших детей. Недостатки всем известны: программа, рассчитанная на середнячков, ее непоследовательность и несбалансированность, агрессия учителей и учеников, поборы в школах и то, что было решающим для меня - в школе не приветствуется творчество...нужно делать не верно, а "правильно", т.е. по кем-то задуманной схеме.
Вот, пока писала, вспомнила: первое зерно сомнения мне заронила учительница Монтессори-группы, когда рассказывала про своего сына. Я уже сто раз писала об этой истории, но еще повторю. Ее сын в дошкольном возрасте посещал не обычный детский сад, а садик по системе Марии Монтессори. Но когда пришло время идти в школу, возможности продолжить обучение по этой же системе у них не было, т.к. в Москве была на тот момент всего одна Монтессори-школа, да и та начальная. Решили идти в районную школу. Мальчик там вполне себе адаптировался, все было нормально. И случилась показательная ситуация: однажду на урок ворвалась то ли директор то ли завуч, и начала ругать учительницу. Дети сидели и слушали. Тогда она повернулась к ним, с криком: "Встаньте, идиоты!". Дети встали, кроме этого мальчика. Не гневный вопрос "а ты почему сидишь?" он спокойно ответил, что он не идиот, поэтому и не встал.
Если смотреть на проблему широко, то многим детям и родители с детства вдалбливают, что они "недоделанные", проще говоря - недооценивают либо боятся перехвалить. В саду и школе самооценку ребенка продолжают "формировать" и в итоге вырастают люди, готовые молча терпеть плевки и унижения либо (кто похитрее) - лицемерить.

Итак, размышляя о том, как сделать обучение детям интересным и увлекательным, мы примеряли к себе разные варианты, взвешивали, оценивали. Тут же в тему попался знаменитый ролик Кена Робинсона о системе образования, что еще больше укрепило нас во мнении, что нужно искать альтернативы.



[Spoiler (click to open)]
В поиске альтернатив я наткнулась на сообщества о семейном образовании, очень долго взвешивала, много читала, мы обсуждали с мужем, годится ли для нас такой вариант. Альтернатив у нас (кроме школы) было три: семейное обучение, экстернат, частная школа. Пока выбрали экстернат. Почему? Потому что эта форма дает большую свободу, в отличие от СО, когда нужно постоянно отчитываться о выполнении домашних заданий и прохождении материала. На экстернате можно учиться в своем темпе, и форма контроля - аттестация 1-2 раза в год по основным предметам. Частную школу пока отложили. Это вариант про запас, если Мишка в какой-то момент все же скажет, что хочет ходить в школу. Там есть и место для творчества, и классы маленькие (5-8 человек) - т.е. индивидуальный подход, и учителя не задерганные. Единственный минус - ежемесячная плата (по московским меркам небольшая, но я не вижу смысла платить, если можно не платить - мне есть куда направить деньги помимо школы).

Как ни удивительно, директор районной школы, куда мы написали заявление на экстернат, ни капли не удивилась нашему решению и вообще отнеслась к нам спокойно и доброжелательно. Конечно, родственники боятся и ужасаются. Но у них это происходит от недостатка информации: домашнее обучение представляется им, как школьная учеба, только перенесенная домой. Они боятся, что я не смогу учить Мишку 6 часов в день. Ну и второй страх - пресловутая социализация. Честно скажу, если за общение в дошкольном возрасте я совсем не переживала, то сейчас задумалась, не скучно ли ему будет. Очевидно, что сыну уже скучно просто бегать по детской площадке, ему хочется играть с мальчишками своего возраста в пацанские игры, взаимодействовать с другими детьми. У меня спонтанно случилось нечто вроде консультации с психологом по этому вопросу. И я пришла к тому, что общение можно найти вне школы. Основные игры - не в школе, а во дворе, у соседа в гостях, в других местах. Грамотно подобранные кружки и занятия тоже способствуют увеличению количества знакомых и друзей. Более того, можно выбрать в друзья того, кто тебе интересен и нравится, а не того, с кем вынужден учиться.

Счастье, что в этом вопросе мы с мужем единомышленники, это значительно облегчает процесс.
Конечно, у меня есть кое-какие страхи насчет "а вдруг не получится", но как известно, где страх - там развитие. Почему бы не попробовать? В конце концов, если даже процесс не пойдет - вернуться в школу можно в любой момент, даже в середине года.

Comments

marussik
Jul. 3rd, 2013 07:48 am (UTC)
Можно и так сказать