?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда мы решили, что Мишка не будет больше посещать детский сад, у меня и мысли не было, что можно не ходить в школу. Эта безумная идея появилась много позже, и я даже не помню как именно мы к этому пришли.
Наверное, все началось с размышлений о несовершенстве современной школьной системы, и о том, как можно избежать свойственных ей недостатков в процессе обучения наших детей. Недостатки всем известны: программа, рассчитанная на середнячков, ее непоследовательность и несбалансированность, агрессия учителей и учеников, поборы в школах и то, что было решающим для меня - в школе не приветствуется творчество...нужно делать не верно, а "правильно", т.е. по кем-то задуманной схеме.
Вот, пока писала, вспомнила: первое зерно сомнения мне заронила учительница Монтессори-группы, когда рассказывала про своего сына. Я уже сто раз писала об этой истории, но еще повторю. Ее сын в дошкольном возрасте посещал не обычный детский сад, а садик по системе Марии Монтессори. Но когда пришло время идти в школу, возможности продолжить обучение по этой же системе у них не было, т.к. в Москве была на тот момент всего одна Монтессори-школа, да и та начальная. Решили идти в районную школу. Мальчик там вполне себе адаптировался, все было нормально. И случилась показательная ситуация: однажду на урок ворвалась то ли директор то ли завуч, и начала ругать учительницу. Дети сидели и слушали. Тогда она повернулась к ним, с криком: "Встаньте, идиоты!". Дети встали, кроме этого мальчика. Не гневный вопрос "а ты почему сидишь?" он спокойно ответил, что он не идиот, поэтому и не встал.
Если смотреть на проблему широко, то многим детям и родители с детства вдалбливают, что они "недоделанные", проще говоря - недооценивают либо боятся перехвалить. В саду и школе самооценку ребенка продолжают "формировать" и в итоге вырастают люди, готовые молча терпеть плевки и унижения либо (кто похитрее) - лицемерить.

Итак, размышляя о том, как сделать обучение детям интересным и увлекательным, мы примеряли к себе разные варианты, взвешивали, оценивали. Тут же в тему попался знаменитый ролик Кена Робинсона о системе образования, что еще больше укрепило нас во мнении, что нужно искать альтернативы.



[Spoiler (click to open)]
В поиске альтернатив я наткнулась на сообщества о семейном образовании, очень долго взвешивала, много читала, мы обсуждали с мужем, годится ли для нас такой вариант. Альтернатив у нас (кроме школы) было три: семейное обучение, экстернат, частная школа. Пока выбрали экстернат. Почему? Потому что эта форма дает большую свободу, в отличие от СО, когда нужно постоянно отчитываться о выполнении домашних заданий и прохождении материала. На экстернате можно учиться в своем темпе, и форма контроля - аттестация 1-2 раза в год по основным предметам. Частную школу пока отложили. Это вариант про запас, если Мишка в какой-то момент все же скажет, что хочет ходить в школу. Там есть и место для творчества, и классы маленькие (5-8 человек) - т.е. индивидуальный подход, и учителя не задерганные. Единственный минус - ежемесячная плата (по московским меркам небольшая, но я не вижу смысла платить, если можно не платить - мне есть куда направить деньги помимо школы).

Как ни удивительно, директор районной школы, куда мы написали заявление на экстернат, ни капли не удивилась нашему решению и вообще отнеслась к нам спокойно и доброжелательно. Конечно, родственники боятся и ужасаются. Но у них это происходит от недостатка информации: домашнее обучение представляется им, как школьная учеба, только перенесенная домой. Они боятся, что я не смогу учить Мишку 6 часов в день. Ну и второй страх - пресловутая социализация. Честно скажу, если за общение в дошкольном возрасте я совсем не переживала, то сейчас задумалась, не скучно ли ему будет. Очевидно, что сыну уже скучно просто бегать по детской площадке, ему хочется играть с мальчишками своего возраста в пацанские игры, взаимодействовать с другими детьми. У меня спонтанно случилось нечто вроде консультации с психологом по этому вопросу. И я пришла к тому, что общение можно найти вне школы. Основные игры - не в школе, а во дворе, у соседа в гостях, в других местах. Грамотно подобранные кружки и занятия тоже способствуют увеличению количества знакомых и друзей. Более того, можно выбрать в друзья того, кто тебе интересен и нравится, а не того, с кем вынужден учиться.

Счастье, что в этом вопросе мы с мужем единомышленники, это значительно облегчает процесс.
Конечно, у меня есть кое-какие страхи насчет "а вдруг не получится", но как известно, где страх - там развитие. Почему бы не попробовать? В конце концов, если даже процесс не пойдет - вернуться в школу можно в любой момент, даже в середине года.

Comments

primarykey
Jun. 27th, 2013 08:23 am (UTC)
"идиоты" от директриссы - это прикольно) не, сейчас не те времена, хотя иногда прокатывает, но всё реже. я счастлива, что у нас хорошая школа, доброжелательный учитель и т.д. я б не потянула семейное обучение точно. у меня нет столько времени и сил. да и младшие ничего б не дали делать. Данила по вечерам домашку не мог делать, ибо все лезут, особенно младшая, а я только как цербер всех отгоняла от его стола) надо раньше за уроки садиться, да, пока младшие в садике, но вот не всегда выходило.
так что мой добрый совет: больше не рожай и тогда всё у вас получится шикарно и с семейным обучением, и с хождением по кружкам для социализации и, может, ещё и на себя время останется. про работу молчу - на неё можно сразу забивать)
marussik
Jun. 27th, 2013 08:28 am (UTC)
Да, обязательно должно быть рабочее место, без него все осложняется. С кружками у нас проще - Мишка с этого года будет сам ходить везде, кроме бассейна (там еще нужно помогать). У нас же все рядом, город маленький
Рожать вроде пока и не собираюсь )) наоборот, работать хочу (как только учиться закончу)
primarykey
Jun. 27th, 2013 08:32 am (UTC)
я, наверное, ещё долго не буду ребенка самого отпускать. как-то стрёмно...
учёбу мамы, думаю, вполне можно совмещать с ребёнкиным экстернатом. вот с работой трудно сказать... смотря какая работа)
marussik
Jun. 27th, 2013 08:35 am (UTC)
Я если буду работать в ближайшее время, то это будет либо домашний детский сад, либо преподом в универе. И то и другое вполне совместимо, мне кажется.

У нас очень, очень мирный город и дети спокойно гуляют без взрослых начиная с 1 класса (раньше просто по закону нельзя вроде, но бывает и шестилетки сами бегают).
primarykey
Jun. 27th, 2013 08:37 am (UTC)
спокойных городов я ещё больше боюсь) может, в своё время обчиталась криминальной хроники, хз...
marussik
Jun. 27th, 2013 09:37 am (UTC)
=)