?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про церковь и Церковь

Много думала о том, почему люди, имеющие претензии к РПЦ, переносят их на всех православных христиан. Часто слышно: "Вы, христиане, всегда...." и дальше каждый продолжает по своему желанию/разумению.
Да, церковь сейчас получила свободу и можно сказать, начала экспансию. Вводят ОПК в школе, регулярно транслируют праздничные службы из крупнейших храмов и соборов, христианские праздники делают общегосударственными и т.д.

Про посторонних людей все ясно, со стороны ситуация всегда выглядит несколько иначе, чем изнутри. Но меня удивляет, что и те, кто считает себя православными христианами, регулярно причащаются, бывают в храме, часто смешивают два разных понятия: церковь как общественный институт, организация и Церковь как Тело Христа. И разочарование в действиях церковных авторитетов влечет у них разочарование в Христе, в вере.

Когда мой свекр (очень хороший человек, но церковь не любит) начинает спорить со мной о вере, он всегда предъявляет претензии к тому, что попы зажрались, ездят на иномарках, пьют водку, постов не соблюдают и пр. - ничего оригинального в общем-то. Считается, что священник должен быть образцом для христиан, должен подавать пример. С этим я, по большому счету, согласна. В идеале так и есть. Но, как ни банально, жизнь далека от идеала. РПЦ находится в глубоком кризисе, этого никто не отрицает. Но является ли это поводом обобщать и ругать всех христиан поголовно?

Я долго не могла найти слов - объясняла, что люди это просто люди, у них свои слабости и они не могут быть идеальными. Я верю не в людей, а верю Богу, верю в Христа. И только Он для меня является ориентиром. Других авторитетов нет. Даже святые ошибались.

Мне попалась отличная лекция А.И Осипова (он вообще очень хорошо умеет говорить просто о сложном), где речь идет о церкви как организации и Церкви как Теле Христа.

Церковь-организация это и есть РПЦ. В церкви-организации есть главные люди, администрация, привилегии, регалии, функции, формальности и т.д. Она ведет активную внешнюю деятельность, имеет штат сотрудников, подразделения и департаменты. Обычный общественный институт.

А Церковь-Тело - это совсем другое. Это то, о чем говорил Апостол Павел. Это не просто собрание единомышленников, которые верят в одно и то же, а единый организм. Это люди, которые соединены с Христом и друг с другом в Христе. Те, которые действительно вверяют себя Ему.
Кто главнее кого в Церкви? Этого мы не знаем. Может, это нищий, что сидит у входа в храм? Или наоборот, какой-нибудь начальник. Мы не знаем, кто какое место занимает в Церкви. Но тот, кто к ней принадлежит, тот и есть настоящий христианин.

Следует ли из этого, что церковь-организация не нужна? Вовсе нет. Она хранит традиции, документы, источники, помогает сохранить направление. То есть поддерживает жизнь Церкви-Тела.

Самое главное, что я хотела всем этим сказать.
Когда мы идем в храм, видим людей, покупаем свечи, даже молимся, то мы как бы являемся членами церкви. Но это совсем не значит, что мы соединяемся с Христом. Формальное соблюдение всех правил, обычаев, вычитывание молитв и пр. ничего не гарантирует. Чтобы быть членом Тела, нужно нечто большее. Наверное, это любовь, которой учил Христос. Церковные таинства помогают ее обрести, но сами по себе они вряд ли кого-то спасут. Можно причащаться хоть каждый день, но если нет любви, нет устремления к Богу, то это наверное и есть "причащаться в осуждение".


Такие вот мои дилетантские мысли.

Метки:

Comments

fina_ru
May. 13th, 2012 08:03 pm (UTC)
В своё время я просто допустила, что Библия - источник истины. С тех пор подтвердились самые разные мои предположения и очистилось представление о духовном мире. Ни разу не пожалела о том допущении. Сейчас это не допущение, а аксиома. Жаль, что там всё-таки про женщин мало. Хотя зато есть больше свободы в движениях. Тоже хорошо!

И в Библии основные нормы заложены до книги Исход! И в Евангелии, конечно! Это просто избавление! И шанс! И радость! И полёт!
marussik
May. 14th, 2012 07:31 am (UTC)
В своё время я просто допустила, что Библия - источник истины
Аналогично.

Про женщин... я для себя выбрала такой путь: "жена спасется чадородием". Этим и занимаюсь. Ну, и то что в книге Бытия написано про мужчин и женщин. А в остальном - свобода, да )))
fina_ru
May. 14th, 2012 11:22 am (UTC)
Да, женщина спасается чадородием, если она отдаётся сначала беременности, потом кормлению и воспитанию. Отдаётся - значит проживает со смирением и любовью. Я говорю банальщину, но это только на первый взгляд. Раньше, да во многих странах и сейчас, женщина была брошена. Её единственное свойство было терпеть. Это и нежеланный брак - сделка, и жестокий и бесчувственный (в силу определённого воспитания) муж, и беременность, полная непосильного труда, и роды, которые часто воспринимались как грех и грязь, и... сложно это назвать грудным вскармливанием, поскольку женщины сразу вынуждены были работать и часто очень рано оставляли детей дома на соске из хлебного мякиша и коровьем молоке. И так было в очень многих и многих культурах, я уж не говорю перекосы богатых людей. И только сейчас (и возможно в глубокой древности) женщина действительно может спасаться чадородием, прочувствовав каждый миг материнства, каждую беременность, каждые роды, каждого ребёнка.

Простите, что разболталась, просто вспоминая эту фразу, мне сложно представить, что женщна в том состоянии могла открыться любви Всевышнего, могла почувствовать милосердие Божие. А ещё если вспомнить степень смертности детей, изнуряющие посты. Некоторое время даже была норма: мать поститься вдвое строже: за себя и своего ребёнка. Что, кроме онемения чувств и бесконечного голода и жажды милости может в этом состоянии испытывать женщина? Так может именно в этом состоянии - полностью нищая - женщина и может надеяться на Спасение?
А сейчас совсем другой смысл спасения чадородия (сначала я чуть не описалась - чудородия - удивительно, вы не находите?) - полное чувствование и через это разумная и целостная вера Богу. Ведь иначе невозможно быть настоящей матерью, как можно дать возможность поверить ребёнку, если сама не обладаешь верой?
marussik
May. 14th, 2012 01:33 pm (UTC)
"И только сейчас (и возможно в глубокой древности) женщина действительно может спасаться чадородием, прочувствовав каждый миг материнства, каждую беременность, каждые роды, каждого ребёнка."
Мне кажется, и тогда и сейчас материнство - жертва. Тогда надо было находить в себе физические силы, сейчас скорее душевные.

А с другой стороны, часто люди обращаются к Богу со всей искренностью именно тогда, когда уже не на что больше опереться. И смиренным быть сложно, если все желания исполняются, душа начинает зависеть от земного счастья: денег, удобств, благополучия.

Кстати, и сама беременность требует смирения и жертвенности, что само по себе работает на спасение женщины. Если она не умеет, то ее "учат" - болезнями, неприятностями.
fina_ru
May. 14th, 2012 07:02 pm (UTC)
Да, сначала я думала, что это жертва. А сейчас думаю, что именно это и есть жизнь!
marussik
May. 15th, 2012 06:04 am (UTC)
Для того, кто готов отдавать - да. А сколько матерей называют своих детей спиногрызами и просто терпят?
Если душа привыкла отдавать любовь, то она от этого счастлива, а если нет, то отдавание идет через страдания.
fina_ru
May. 15th, 2012 11:58 am (UTC)
Самое смешное, что как только понимаешь, что именно отдача и обогащает (чем больше отдаёшь, тем больше прибывает), сразу становится легко и просто. Тогда и исчезают слова "жертва" и "терпение". И жизнь становится наполненной и лёгкой. Единственное: планы и мечты сходят на нет, остаётся только настоящее. Так и живёшь здесь-и-сейчас.
marussik
May. 15th, 2012 09:09 pm (UTC)
По сути согласна :)
Только у меня не получается так сразу перестроиться на отдачу. Нужно время, чтобы начать жить этим. Жить здесь и сейчас - это вообще прекрасное умение, оно приносит настоящее счастье.
fina_ru
May. 14th, 2012 11:23 am (UTC)
Спасибо за тему, открыла для себя новые грани материнства.