?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Путь женщины

Довольно давно мой духовный отец (звучит как-то очень громко, но по-другому я не знаю как назвать) посоветовал мне прочитать книгу Б.И.Бермана «Библейские смыслы». Строго говоря, она написана не для христиан, но в ней я почерпнула очень много для понимания смысла человеческой жизни, отношениях человека с Богом, распределении ролей между мужчиной и женщиной и еще много полезного. В книге Берман по словечку, по буковке разбирает и поясняет смысл написанного в Библейской Книге Бытия. Для меня Библия – первоисточник, книга бесконечной мудрости, которую не каждый способен понять самостоятельно, а уж я – тем более. Поэтому для меня очень ценно то, что я смогла прочитать эту книгу.

Поскольку я сейчас изучаю тему отношений мужчины и женщины, то соответственно и отрывки выбираю об этом.
Вот, например, один из отрывков:
"А жене сказал: многократно умножу страдание твое и беременность твою, в страданиях будешь рожать потомков, и к мужу твоему влечение твое, и он станет управлять тобою" (Б.3:16).

Берман очень подробно описывает грехопадение Адама и Евы, и рассказывает, что изменилось в них, и почему женщина подчиняется мужчине.

Сначала требуется небольшое введение: вначале человек был создан как единое существо: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Потом Бог выделил из человека «ребро, грань», и так появилась Ева (об этом в другой раз, если кому-то интересно). И предназначение созданного, совершенного человека было в том, чтобы родить новое духовное существо – на иврите «бен». После грехопадения всё изменилось, потому что изменилась сущность людей, они перестали быть совершенными.


Вот как истолковывает Берман эти стихи (и далее тоже):

__________________________
Если раньше, в Саду Эдена, рождение "единой плоти" -- "бен", "сына", нового высшего духовного существа -- было сопряжено с радостью, то теперь, в иных условиях существования, воспроизводство потомства и в этом смысле рождение сыновей ("ваним"), связано для женщины со страданиями. Это не просто замена радости на горести в одной из сторон жизни, а страдания в том самом процессе, к которому назначена женщина. Родовые страдания – важнейшая характеристика всей изменившейся ситуации человеческой жизни.

В тексте стиха 16 много разного рода страданий: страдания родов, страдания беременности и самое общее "страдание твое", подводящее нас к ударному понятию нашей жизни: "ицавон" (формирующее страдание). Существуют различные толкования, разъясняющие смысл отдельных частей 16 стиха. Однако ясно, что перечисленные страдания женщины распространяются и на деторождение, и, более того, на весь процесс взращивания детей. Конечно, это не кара женщине. Страдание ращения детей - благо женщины. Она - "дерево, делающее плод" и в этих страданиях зреет плод от нее, от ее жизни. Дети не даются готовыми, зрелыми, они рождаются на созревание, которое обеспечивает женскую жизнь высшим смыслом и значением. Труд по становлению сыновей всегда связан для матери со страданиями, в которых обогащается душа ее. И здоровая женская душа не жалуется на такого рода страдания. Они есть ее формирующие страдания, "ицавон" (от корня "эцэв", формировать). Ицавон - не физические только, а более всего душевные и духовные страдания, страдания самопожертвования, отречения от своей самости, самый яркий образчик которого -- материнская жертва.

Нахаш (это Змей, который соблазнил Еву), внедрившись в душу женщине, выставил ударение ее сознания на благо себе. Хава совершила то, что совершила, потому, что не смогла и не умела отказываться от себя и своего блага. И тогда Бог вводит в жизнь человека ицавон, формирующее страдание, основанное на внутридушевном порыве преодоления самости. Высшие ценности нравственной жизни человека основаны на подавлении Нахаша в себе. Нахаш, хоть и отрицательно, функционирует на благо духовного роста. Так Господь Бог работает со Своими созданиями, исправляя содеянное.

В истории создания человека начинается новая глава - восхождение через формирующие дух страдания, Путь ицавон. В Саду Эдена есть все, что нужно человеку для прямого и радостного восхождения, для положительной стратегии духовного роста. На Земле начался другой, окольный путь -- через падения, преодоления препятствий внешней и внутренней жизни, посредством отрицательной стратегии духовного роста. Долго, мучительно, тяжело, срываясь и поднимаясь, погрязая и выбираясь, мучаясь душою и выковывая дух свой в этих мучениях, человек проходит земной Путь жизни. В лаборатории Эдена человек в самости души своей выявил свою ущербность и недоделанность. Именно на этом ущербном месте самости и сосредотачивается теперь дело воспитания человека Господом. Это дело - "hарбе арбэ ицвонэх", многим умножу страдание твое.

В Саду Эдена женщина прельстилась рассуждениями Нахаша и очаровалась плодами запретного Древа. Люди сами выбрали дорогу обольщений и прельщений, сами вступили на Путь ицавон, предполагающий самоизживание обольщений. Это путь разочарований и разоблачений, узнавания "потом и опытом" того, что можно было знать интуицией истины. Это путь, требующий отказа от мнимого добра, от исключительного переживания блага себе (своему "я"), отказа от самого себя, наконец. Путь этот соответствует тем нарушениям, которые в Саду Эдена произошли в духовной структуре человека. Раньше муж должен был "прилепиться" к жене, теперь, напротив, она стремится к нему. Она без мужа не сможет теперь осуществить свою задачу жизни. Тут имеется в виду не эротическое влечение, а стремления духовные, душевные, психологические. Венец Творения, женщина, переходит в состояние "hу йимшоль бах", он станет управлять тобой. И опять же, это не в наказание ей. Это - школа ее исправления и воспитания.

На совместном супружеском пути жизни муж - у руля, он -- выбирает духовное направление и в этом смысле правит. Его руководящее положение обеспечивается не особым его преимуществом, а стратегией и назначением Пути ицавон самого мужчины.

Метки:

Comments

fina_ru
Oct. 7th, 2011 08:38 pm (UTC)
Очень интересно!
Я вроде итак к этому пришла самостоятельно. Но интересно ещё и толкования Библии почитать.

Кстати, Иисус говорит: Будьте совершенны, как Отец ваш небесный.

Значит можем быть совершенными? Прямо сейчас.
marussik
Oct. 8th, 2011 07:08 am (UTC)
Да, это очень познавательная книга. Мне было очень интересно понять, почему женщина часто пытается поставить себя выше мужчины (об этом тоже есть, я напишу как-нибудь). То есть, как оказалось, это заложено в природе женщины.

По второму пункту...можем, навернео. Только осталось понять, что означает слово "совершенными". Предполагаю, что совершенными в любви. Но на свой ум я не надеюсь )
fina_ru
Oct. 8th, 2011 06:43 pm (UTC)
На сердце нужно надеяться, на совесть, они не подведут.